Одна моя хорошая подруга сейчас в счастливых отношениях. У неё нет завышенных ожиданий, она осторожничает и не спешит доверять, но в целом своими новыми отношениями она довольна. А за спиной у неё три года эмоциональных качелей и психологического насилия с другим мужиком. Даже после того, как они расстались, он продолжает ей писать сообщения в четыре утра. И всё это время, когда мы встречались за винишком потрепаться о жизни и об отношениях, она высказывала мне одну и ту же мысль: «Я хочу, чтобы он понял, какую боль он мне причинял. Почему он не осознает этого? Почему он не может ощутить, как я страдала?» В общем, задавала те вопросы, которые задают жертвы.
А он не может. Вчера я говорила с человеком, который давным-давно совершал насилие надо мной, обесценивал, отказывался признавать, что я страдаю именно из-за его действий, что мне больно и плохо. Сейчас я очень далеко от той ситуации, мне уже не больно, в моей жизни теперь есть другие вещи, которые меня убивают. Но не будем об этом. Человек плакал, но не извинялся и не признавал, что я могла так страдать, а он не видел в этом проблемы. Я снова услышала, что это я самадуравиновата, что у меня мозги набекрень, что это всё моё восприятие. Моё восприятие. Охохо. Наверное, я никогда не смогу забывать эти слова. Они – прямое доказательство, что мы не можем понять других людей, не можем встать на их место. А значит, не можем раскаяться, потому что не понимаем, какие последствия могут быть у наших действий.
Я простила. Мне кажется, люди просто так устроены, и их нельзя винить. В моем случае это было насилие по незнанию.
Но мне известно, что бывает по-другому. Хуже всего те люди, которые точно знают, что их действия – это насилие, но им просто интересно, что будет дальше, что это сделает с другим человеком. Они относятся к людям, как к вещам. И я думаю, что в случае моей подруги это было так.